Что было бы, если бы вы получили возможность взглянуть на ткани собственного мозга, из года в год сопротивляющиеся беспрерывным нападениям свободных радикалов и других биологических врагов? Если бы вы получили наглядное доказательство того, как витамин Е защищает ваш мозг от накапливающейся угрозы?
Австрийские ученые из университета Карла-Франца в Граце во главе с Рейнгольдом Шмидтом сумели просканировать мозг и получили картину тесной взаимосвязи между его мелкими разрушениями и низким уровнем витамина Е в крови. Методом ядерного магнитного резонанса (ЯМР) они выявили точки легких повреждений мозга у 355 нормальных добровольцев в возрасте от 45 до 75 лет. Иными словами, они получили наглядную картину того, как постепенно идет разрушение мозга.
Этот вид патологии известен как «гиперинтенсивность белого вещества» — малые повреждения мозговых тканей, свидетельствующие о сосудистых заболеваниях в белом веществе мозга. Он имеет место у 40 — 50% пожилых людей. Хотя внешних проявлений тут не бывает, эта патология свидетельствует о неблагополучии кровеносных сосудов и ухудшении мыслительных процессов, предвещая в будущем худшее. Одной из причин может быть повреждение сосудов вследствие высокого кровяного давления. Но логично напрашивается и другая — многолетний обстрел и окисление мозговых клеток свободными радикалами.
Если дело в свирепых ордах свободных радикалов, то можно полагать, что чем обширнее повреждения белого вещества, тем слабее ресурсы антиокислителей в борьбе с радикалами. Для проверки этой гипотезы австрийские исследователи замерили 10 природных антиокислителей в крови подопытных. Результаты оказались поразительными.
Низкое содержание в крови ликопена (из помидоров) свидетельствует о заметных поражениях в мозгу. Но самые удивительные данные получены по витамину Е. Повреждения вещества мозга на первой стадии у имевших самый низкий уровень витамина Е в крови оказались в 7 раз или на 700% более интенсивными, чем у тех, кто имел его самый высокий уровень. Хотя механизм таких повреждений пока не выяснен, несомненно, что витамин Е сдерживает их, защищая стареющий мозг. Когда своими глазами видишь, как твой мозг выглядит более благополучно лишь потому, что в венах больше витамина Е, невольно потянешься за таблеткой.
При обследовании 1769 здоровых подопытных от 50 до 75 лет группа Шмидта установила, что имевшие самые низкие уровни витамина Е в крови занимают последние места на шкале слабоумия. При этом открытые симптомы утраты интеллекта не проявляются. Показатели одинаковы для всех независимо от пола, уровня образования, курения и содержания холестерина в крови.
Уберите скальпель, дайте мне витамин Е
Одной из важнейших причин инсульта служит блокировка сонной артерии. Образуются бляшки, артерия сужается, перекрывая крои и кислороду доступ к мозговым клеткам. Часто грозящая катастрофа обнаруживается при ультразвуковом обследовании области шеи. Встает вопрос, как удалить это препятствие. Можно хирургическим путем: такая операция называется каротидной эндартеректомией и опасна для больного.
Однако недавно открыт куда более безопасный способ. Особая форма витамина Е может очищать забившуюся сонную артерию! Невероятно, но это доказало пятилетнее исследование кардиолога Мартина Биренбаума с сотрудниками из Фонда исследований сердца имени Кеннета Джордана в Монтклэре, штат Нью-Джерси. Четыре года исследователи давали 50 больным в возрасте от 49 до 83 лет, страдавшим сильным сужением (стенозом) сонной артерии, комплекс витаминов Е — 100 мг альфа-токоферола плюс 650 мг токотриенолов — либо плацебо. Степень сужения артерии составляла от 15 до 79%. Многие уже перенесли инсульт в легкой форме либо переходный ишемический удар (ПИУ) — предвестник инсульта. Больные продолжали принимать обычные лекарства, включая аспирин.
Состояние сонной артерии определялось ультразвуковым сканированием через 6 месяцев, 12 месяцев и затем ежегодно. Уже через полгода преимущества витамина Е четко проявились. После четырех лет последствия неприема витамина Е стали просто ужасающими. Сужение сонной артерии исчезло или заметно сократилось у 40% принимавших комплекс витаминов Е. Улучшился кровоток через артерию. Ухудшение имело место лишь у 12%» прочие подопытные остались без изменений. Напротив, у 60% получавших плацебо (в 5 раз больше, чем у принимавших витамин Е) сужение сонной артерии прогрессировало и в ряде случаев стало ярко выраженным. В первой части опыта витамин Е, полученный из пальмового масла, расширял сонную артерию, не снижая при этом уровень холестерина. Видимо, бляшки удалялись в первую очередь за счет стимулирования антиокислительной деятельности и модификации факторов свертывания крови. На позднейшей стадии выявилось, что богатый токотриенолом жир из шелухи снижает содержание злокачественного холестерина на 21%.
В любом случае со всей очевидностью продемонстрировано, что витамин Е, преимущественно в виде токотриенолов, каким-то образом царапает стенки артерии, смывая бляшки, утверждает Биренбаум. Он считает свое исследование «прорывом», открывающим путь к отказу от хирургического вмешательства. Он также заявляет, что прием витамина Е обеспечивает профилактику закупорки сонной артерии.
Следует отметить, что, хотя Биренбаум и использует обычный витамин Е (альфа-токоферол), он в первую очередь полагается на другие виды витамина Е, так называемые токотриенолы, экстрагируемые из пальмового масла или рисовой шелухи. Именно им он приписывает излечение сонной артерии.