Если вы не едите, уровень сахара падает. Из этого вытекает, что вашему мозгу не хватает горючего и он не может эффективно работать. Следовательно, вполне очевидно, что попытки что-либо выучить на голодный желудок в большинстве случаев обречены на неудачу.
Когда стимулируется нервная деятельность, мозг поглощает большее количество глюкозы, а значит, необходимо ее запасы пополнить, съев что-либо. Поэтому ученые и настаивают на том, что завтрак — это отличное начало дня для вашего мозга. В особенности завтрак необходим детям школьного возраста и подросткам.
Существуют просто таки неопровержимые доказательства того, что завтрак способен резко повысить работоспособность мозга, т. е. память, академические показатели и пр., а также улучшить эмоциональное и психическое состояние. Причина заключается в том, что завтрак пополняет резервы глюкозы для вашего мозга. К тому же, если завтракать регулярно в течение длительного времени, можно ликвидировать дефицит в организме питательных веществ, необходимых для нормального функционирования мозга.
Тревожный факт! Все меньше подростков завтракают. С 1965 по 1991 год количество подростков возрастом от 15 до 18 лет, завтракающих каждое утро, уменьшилось с 90% до 75% среди мальчиков и с 84% до 65% среди девочек.
Впечатляющие недавние исследования Майкла Мерфи из отделения психиатрии Гарвардского медицинского института показывают, что школьный завтрак улучшает академическую успеваемость, психологическую комфортность и поведение учащихся. Он наблюдал за сотнями молодых людей в городских школах Балтимора и Филадельфии. По сравнению с учениками, которые завтракали крайне редко, дети, завтракавшие каждое утро, получали оценки по математике на 40% выше и реже отставали от программы. Не позавтракав, дети чувствовали себя значительно хуже в эмоциональном плане; вероятность возникновения депрессии у них увеличивалась вдвое, и вероятность возникновения беспричинного беспокойства — в четыре раза. У учеников, не позавтракавших с утра, на целых 30% увеличивалась вероятность появления гиперактивности и всяческих психологических расстройств по сравнению с теми, кто регулярно завтракал.
Более того, исследования доктора Мерфи показали, что дети, которые изменили свой режим питания и начали завтракать каждое утро, продемонстрировали резкое повышение академической успеваемости. У них также значительно снизились депрессия, беспричинное беспокойство и гиперактивность.
«Когда дети, которые нечасто выделяли с утра время, чтобы позавтракать, изменили свой режим питания и начали завтракать регулярно, их оценки по математике резко улучшились: с «троек на твердые «пятерки» — комментирует Дж. Майкл Мерфи из Гарвардского медицинского института.
Дети, которые едят немного, страдают чаще всего от отсутствия завтрака. Но и при полноценном питании мозг работает далеко не в оптимальном режиме, если не завтракать регулярно. Исследования, проведенные в Техасском университете в Хьюстоне, показали, что полноценно питающиеся дети в возрасте от 9 до 11 лет учатся лучше, чем дети, которые не завтракают. Причем эти данные относятся ко всем испытуемым, независимо от их коэффициента интеллектуального развития (IQ), хотя наибольший прогресс наблюдался у детей с невысоким IQ.
Вывод.Следите за тем, чтобы ваш ребенок завтракал каждое утро, а особенно в те дни, когда у него в школе экзамен. Вполне возможно, что благодаря завтраку он получит более высокую оценку. Мозг сжигает глюкозу в процессе работы; если глюкозы недостаточно, мозг работает хуже.
Эксперименты выдающегося психолога-исследователя доктора Дэвида Бентона из университета Уэлльс-Суонси подтверждают тот факт, что завтрак стимулирует выработку глюкозы в крови и у взрослых. В одном из его исследований 33 студента университета либо не завтракали совсем, либо же выпивали утром напиток, содержащий 18 г протеина, 38 г углеводов и 12 г жира. Затем они проходили стандартные тесты, измеряющие эффективность памяти. Уровень содержания глюкозы в их крови измерялся до завтрака и два часа спустя, после теста. У испытуемых, которые позавтракали, уровень глюкозы был выше и эффективность запоминания и воспроизведения запомненной информации лучше. Высокое содержание глюкозы предопределило результаты тестов.
Доктор Бентон то же самое установил и путем длительных исследований: завтрак улучшает память, помогает сохранять полученную информацию, но, разумеется, он не влияет уровень общего интеллектуального развития.
В качестве наиболее подходящих продуктов для завтрака доктор Бентон рекомендует пищу с повышенным содержанием углеводов» например хлеб, молоко, крупы; или же, по его словам, «лучше съесть утром хоть что-нибудь, чем совсем ничего».