Если у вас депрессия, таблетка, сделанная из зверобоя пронзеннолистого, поднимет вам настроение. Врачи в США широко применяют зверобой для снятия легкой или умеренной депрессии после того, как он успешно используется для этой цели в Европе, особенно в Германии.
Растительная добавка, которая в скором времени может быть признана как лекарство от болезни Альцгеймера, гуперзин А, представляет собой экстракт из китайского плауна. Свидетельства, что он способен оживлять память и кон-центрировать внимание, вызвали оживление среди ведущих ученых, включая специалистов Национального института психиатрии и университетских фармакологов.
Может, вас это и удивит, но яичный желток — один из важнейших и надежнейших источников холина. Поэтому отказ или резкое ограничение потребления яиц могут отрицательно сказаться на работе мозга. Потребление яиц резко сократилось в последние 30 лет, поскольку желток является источником холестерина, ведущего к закупорке артерий.
— Холин — сырье для синтеза ацетилхолина, медиатора памяти с обширными и разнообразными функциями в клетках мозга.
Холин — это аминокислота, способная защищать мозг от рождения до смерти. Если мать во время беременности съедает достаточно холина, вы всю жизнь будете отличаться отменным интеллектом, который не увянет в старости. Так заявляют ученые на основании результатов опытов на животных, которые, впрочем, пока не подтверждены на людях.
До начала болезни «коровьего бешенства» добавки ФС делались из мозга коров и первые исследования проводились на так называемом коровьем ФС. В настоящее время ФС получают только из соевых бобов, и 95% сбыта приходится на фирму «Лукас Мейер» в Дикейторе, штат Иллинойс; продукт выпускается под товарным знаком «Леси-ФС».
Одним из наиболее перспективных стимуляторов памяти является вещество, название которого и не выговоришь: фосфатидилсерин. Специалисты называют его просто ФС. Это жировой компонент, присутствующий в оболочках всех клеток, в первую очередь мозговых.
Поразительные результаты исследований в Национальном институте изучения старости заставляют предположить, что прием гинкго может уменьшить объем поражения мозга в результате инсульта.
У большинства людей происходит нормальное ухудшение мыслительной функции и памяти, приходящее с годами, — в первую очередь снижение скорости обработки информации и ослабление краткосрочной памяти на номера телефонов, имена и лица и т. п.
Час гинкго настал в 1997 году с появлением статьи в Journal of the American Medical Association. Итил с сотрудниками, включая Пьера Лебара, испытывал ежедневную дозу 120 мг гинкго (Швабе EGb761 или Гинкголд) на 137 больных слабоумием, вызванным инсультом или болезнью Альцгеймера.
Гинкго билоба — экстракт из листьев дерева гинкго — обладает столь многими свойствами при защите мозга, что трудно сказать, какое из них самое важное.
По утверждению многих авторов, это самое перспективное испытанное безрецептное средство против старения — «умное лекарство», или «усилитель соображения». Гинкго билоба уже 10 лет разрешено в Германии как средство для оживления увядающей памяти.
Дозировка KО-Q10 для мозга точно не установлена. Доктор Паккер полагает, что достаточно дозы 30 мг в сутки, так же считает ведущий специалист из Небраскского университета Денхэм Хармен. Другие клиницисты рекомендуют для защиты от старения суточную дозу 5 — 10 мг. Гораздо больше — от 100 до 200 мг — может потребоваться, если вы курите, если у вас больное сердце и высокий риск дегенеративного заболевания мозга.
Ko-Q10 выглядит весьма обнадеживающим средством для профилактики и лечения болезни Паркинсона — дегенеративного заболевания мозга. Ученые установили, что болезнь Паркинсона вызывает два дефекта, которые кофермент Q10 как раз способен устранять.
Специалисты по биологии мозга высоко оценивают ко-Q10 в первую очередь благодаря серии исследований невролога Флинта Била из Гарвардского университета, ныне заведующего кафедрой неврологии Медицинского центра Нью-йоркской центральной больницы и Корнельского университета.
Многие годы исследователи занимались опасностью низкого уровня кофермента Q10 для сердечных клеток, поскольку выработка энергии в сердце резко сокращается при недостатке Q10, что ведет к отказу сердца, а восстановление нормального уровня кофермента стимулирует сердечную функцию. Лишь недавно ученые обратили внимание на сбои в мозге при дефиците KO-Q10.
Ko-Q10 выполняет двойную функцию — запускает выработку энергии и является мощным антиокислителем. Он входит в пятерку основных антиокислителей, которым ученые отводят ведущую роль в защите клеток.
Кофермент Q10 нужен для стимуляции и обновления мозга, он защищает его от «нормального» старения и сопутствующих серьезных заболеваний.
Липоевая кислота тесно связана с другим важным антиокислителем, так называемым глютатионом. Он синтезируется организмом, но поднять его содержание в клетках мозга и даже в клетках крови очень трудно.
Высокие уровни сахара и инсулина в крови отнюдь не благоприятны для нервных клеток. Эти двое разбойников могут нападать на нервные клетки диабетиков и уничтожать их.
Липоевая кислота может предохранить вас от инсульта, а если он наступит, то ограничит размер последствий и ускорит выздоровление, судя по данным опытов на животных.
Вас беспокоит ухудшение памяти? Липоевая кислота поможет, восстановив ее, вернуть вас в молодость. Исследователи в Клиническом институте психиатрии в Мангейме добавляли липоевую кислоту в питьевую воду старых, но еще здоровых мышей. Как и у людей, у животных память с возрастом слабеет.
Один из лучших защитников вашего мозга — антиокислитель, о котором мало кто слышал. Лестер Паккер, профессор молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета в Беркли и один из крупнейших мировых авторитетов в области антиокислителей, называет альфа-липоевую кислоту «суперантиокислителем», наиболее близким к идеалу антиокислителя.
Английский психолог Дэвид Бентон также отмечал «заметное улучшение настроения» у 50 человек в возрасте от 14 до 74 лет, которые принимали в течение 5 недель каждый день по таблетке со 100 мкг селена, хотя признаков дефицита у них не было. Одни получали плацебо, другие настоящий селен.
Встречающийся в микроскопических количествах минерал селен оказывает большое влияние на функционирование мозга. Нервные клетки должны получать селен для выработки глютатиона, одного из главных антиокислителей.
Принято считать, что кофеин лишь ненадолго повышает кровяное давление, а затем организм адаптируется к нему, так что он не является долгосрочной угрозой для лиц с повышенным кровяным давлением.
К сожалению, кофеин, вызывая состояние бодрости, долго не даст вам уснуть, когда хочется спать. Недаром его связывают с хронической бессонницей.
У некоторых людей мозг чрезвычайно чувствителен к кофеину. Непреодолимая тяге к нему встречается гораздо чаще, чем принято считать. Автор одного исследования указывает, что 30% взрослых испытывают тревожные состояния из-за кофеина.
Легко сделаться зависимым от кофеина. Рональд Гриффите недавно установил, что более половины из группы обследуемых страдали абстинентным синдромом после отказа от одной чашки крепкого кофе утром или трех чашек кофейного напитка в день!
Исследования однозначно показывают то, что общеизвестно, — без утренней чашки кофе люди делаются раздражительными.
|
|